4 июня 2019 состоялся выход DLC Ancient Relics для Stellaris. Как видно из названия, дополнение связано с межзвездной археологией. Разработчики обещали продвинутую систему раскопок, возможность использования всевозможных малых артефактов во благо своей империи, возможность исследования реликтовых миров, а также введение собственно реликвий — древних артефактов огромной мощи. Попытаемся разобраться в том, как данное DLC влияет на основную игру.

Откапываем черепки

На первый взгляд дополнение не вносит изменений даже в интерфейс игры, что начинает настораживать после первых сообщений о нахождении малых артефактов. Их количество не отображается в верхней панели, и поначалу кажется, что они вовсе не являются расходуемым ресурсом. По не вполне понятной логике панель реликвий и малых артефактов вызывается через меню традиций. Малоценное материальное наследие исчезнувших цивилизаций всё же может принести определенную пользу империи — его можно, например, выставлять в музеях, несколько ускоряя производство единства и очков социологических исследований. Научный прогресс откроет несколько других опций использования малых артефактов, однако ждать получения мощных бонусов не стоит.

Возвращение мистера Джонса

Рутинное изучение близлежащих звездных систем довольно скоро приведет к открытию первого места раскопок — чрезвычайно интересной с научной точки зрения области, изучение которого, хоть и крайне перспективно, очень трудозатратно. Некоторые раскопки могут длиться десятки стандартных земных лет. Несмотря на кажущуюся сложность механики, работающей как с вероятностями, так и с некими «подсказками», её суть предельно проста — ученый с большим уровнем навыка проводит раскопки быстрее и имеет большие шансы как найти какие-то дополнительные ресурсы, так и в целом завершить экспедицию удачей. Сама экспедиция разбита на несколько глав; крупная награда может ждать империю только в конце последней из них.

Межзвездное расхищение гробниц

Значимым вкладом в изучении галактической истории станет обнаружение одним из научных кораблей реликтового мира. Эти планеты когда-то были важными культурными, военными или религиозными центрами исчезнувших ещё даже до возникновения известных в галактике стагнационных режимов предтеч. Археологические раскопки в подобных местах представляют собой особый интерес, а технологическое совершенство сохранившейся инфраструктуры позволит создавать на этих планетах необычайно эффективные поселения. В самом деле, почему бы не использовать малопонятную технику загадочно исчезнувшей цивилизации?..

Грааль на императорской службе

Обретение первой из реликвий, скорее всего, станет наградой за усердие в археологических исследованиях. Тем не менее, археология не является единственным возможным путем нахождения реликвий. Каждая из них обычно имеет как пассивный эффект, так и возможность своей временной активации для получения какого-либо временного и обычно достаточно мощного бонуса. Обладание реликвиями ощущается довольно приятным, хотя и не решающим игровым преимуществом.

Археологи-бакалавры

Помимо вышеописанных и хоть сколько-нибудь значимых нововведений, Ancient Relics также содержит некоторое количество проходного контента. Добавлены новые аномалии, новые специальные проекты, новые цивилизации предтеч (и новые баги). В целом игра стала «больше», что не может не радовать. Следует сказать, что одновременно вышел патч 2.3, несколько улучшающий техническую сторону игры и вносящий множество мелких изменений во многие её аспекты, прежде всего в механику секторов, систему традиций и мегасооружения. Очень похоже, что фидбек от сообщества Stellaris стал основным источником идей для патча 2.3 — внесенные им правки неоднократно обсуждались на всевозможных площадках и предлагались разработчикам.

Производим оценку артефактов

DLC Ancient Relics оценивать довольно сложно. Самими разработчиками оно заявляется как сюжетное и поэтому критиковать его очевидно небольшое влияние на игровой процесс как-то не вполне правильно. Тем не менее, стоит сказать, что от DLC обычно ждут заметного влияния на основную игру, некоторого качественного ее углубления и по возможности большего количественного расширения. Ancient Relics следует отнести скорее к «приемлемому», нежели к «образцовому» дополнению.

В завершении необходимо сказать несколько слов о собственно сюжетной составляющей DLC. Она безусловно хороша. Каждая археологическая раскопка является по своему существу коротким научно-фантастическим рассказом. Без труда можно заметить отсылки к таким известным произведениям как, например, «Автостопом по галактике», «Линкор в нафталине», «Абсолютное оружие», «Игра Эндера» и другим. Тем не менее, авторы не пускаются в бесконечное цитирование и пытаются проявлять фантазию, так что игра в Stellaris с установленным DLC Ancient Relics может быть сравнима с чтением сборника неплохих рассказов.

Что понравилось:

  • атмосфера;
  • наличие художественной ценности;
  • некоторое количественное и качественное расширение игры.

Что не понравилось:

  • огрехи в интерфейсе;
  • отсутствие значительных нововведений;
  • множество новых багов;
  • «одноразовость».

Оценка Стратегикона: 6/10.

Оценка как художественного произведения: 8/10.

Об авторе:

Николай Петров