Зачастую возникает путаница между жанрами 4X и глобальная стратегия. Чтобы понять, в чём же разница, следует вспомнить ключевые «X-элементы» 4Х стратегии:

  • explore (исследование новых земель);
  • expand (расширение);
  • exploit (эксплуатация);
  • exterminate (уничтожение).

А также вспомнить определение глобальной стратегии:

Глобальная стратегия – это стратегия, геймплей которой посвящён управлению государством, цивилизацией или другим глобальным объединением людей (либо иных существ) в течение некоторого периода мировой истории.

В чём разница?

Глобальная стратегия может не включать один из 4Х элементов

Ключевое отличие глобальной стратегии от 4Х в том, что глобальная стратегия может не включать или иметь очень слабо выраженный один из четырёх основных элементов 4Х стратегии.

Наиболее часто этим отсутствующим элементом является expand – исследование новых земель. Если в большинстве 4Х стратегий игрок стартует в неизведанном мире, который надо исследовать и развеивать «туман войны», то в глобальных стратегиях большая часть карты обычно уже открыта. Например, в глобальной стратегии Hearts of Iron игроку вообще не нужно заниматься исследованием карты, поскольку она открыта с начала игры.

В глобальных и 4X стратегиях делается акцент на разное

Сам жанр 4Х берёт своё название от вышеупомянутых четырёх элементов explore, expand, exploit, exterminate, в то время как жанр Глобальная стратегия подчёркивает другой критерий – глобальность происходящего.


Далее мы приведём ещё несколько отличий, которые не являются прямым критерием различия данных жанров, но часто свойственны играм в них.

Глобальные стратегии масштабны, 4Х – не всегда

Существуют 4Х стратегии, в которых вы управляете небольшими общинами – например, в Thea: The Awakening вы управляете лишь племенем, имеющим небольшую деревню. В глобальных стратегиях вы почти всегда управляете крупными единицами вроде государств. Или, по крайней мере, оказываете серьёзное влияние на эти государства, играя за более мелкие организации (например, шпионские ячейки).

Глобальные стратегии чаще стремятся к реализму, 4X – к фентези и абстракции

4Х стратегии часто основаны на фэнтези тематике или довольно абстрактной исторической тематике, которая имеет мало общего с реализмом. При этом глобальные стратегии больше стремятся к реализму. Например, армии в 4X стратегиях часто представлены в виде абстрактного юнита с парой параметров (например ,»Воин» в серии Civilization), тогда как в глобальных стратегиях армии отражены более реалистично, имея реалистичное значение численности, командиров, линию фронта и другие характеристики (например, армии в Europa Universalis IV).

В глобальных стратегиях уделяется больше внимания политике, чем в 4X стратегиях

Если взять в пример типичную глобальную стратегию, посвящённую управлению государством, то можно увидеть, что в таких играх присутствует упор на внешнюю и внутреннюю политику – в 4Х стратегиях же этот элемент обычно выражен слабее.

Древо технологий является более важным в 4X стратегиях

В 4X стратегиях часто делается большой упор на древе технологий. Проходя по древу, игроки получают значительное преимущество, кучу новых юнитов, строений и т.д. В глобальных же стратегиях древо технологий может либо вообще отсутствовать, либо быть заменено какой-то другой системой (например, распространение технологий в Crusader Kings II), либо присутствовать, но не являться настолько детальным и конкретным, как в 4X играх.

Необходимо учитывать данные различия в совокупности

Не стоить разграничивать глобальную стратегию и 4Х лишь по одному из вышеперечисленных критериев. Если вы внимательно читали статью, то, должно быть, заметили, что почти каждый этот критерий включает такие слова, как «часто», «почти всегда».

Например, это значит, что хотя такой элемент, как политика, чаще всего лучше и детальнее проработан в глобальных стратегиях, он может присутствовать и в 4Х стратегиях (например, Endless Space 2). Но это совсем не означает, что данные 4X стратегии сразу превратятся в глобальные лишь из-за присутствия в них проработанной политики.

Таким образом, проводить отличие между этими двумя жанрами стоит лишь по совокупности вышеуказанных признаков.

Возможность смешения жанров

Если игра включает все элементы как 4Х, так и глобальной стратегии, то её можно отнести к обоим жанрам. Один из ярких примеров таких игр – Stellaris, в которой присутствуют как все элементы 4Х стратегии, так и все элементы глобальной стратегии в виде управления государством и развитой внутренней политики.

Дискуссионный вопрос

Несмотря на всё написанное выше, считать ли 4X и глобальные стратегии разными жанрами – вопрос, который активно обсуждается по сей день, поскольку в этих играх есть много общего и порой становится сложно провести конкретную грань. Однако на текущий момент тенденция в игрострое разделять игры на эти два жанра присутствует в полной мере и оба названия часто используются, разделяя игры, в основном, по вышеописанным критериям.

Статья раздела теория стратегий