Классификация жанров стратегий

Мы предлагаем данную классификацию на основе многолетнего опыта публикации новостей и статей о стратегиях. По нашему мнению, данная классификация позволяет наиболее структуированно и понятно разделить игры жанра.

Стратегия – жанр компьютерных игр, в котором игрок управляет войсками либо отдельными юнитами и/или различными экономическими системами, достигая успеха посредством грамотного тактического и стратегического мышления.

Деление по жанрам, основанное на ходе времени:

Деление по жанрам на основе геймплея:

  • 4Х стратегия – стратегия, геймплей которой включает 4 полноценно реализованных элемента: исследование (новых земель), расширение, эксплуатация, уничтожение.
  • Глобальная стратегия – стратегия, геймплей которой основан на управлении государством.
  • Тактическая стратегия – стратегия, геймплей которой сфокусирован на тактических военных действиях и либо исключает, либо содержит не столь выраженную экономическую составляющую. Подразделяется на:
  • Классическая стратегия (или просто стратегия) – стратегия, в которой присутствует экономический элемент: возможность строить базу, добывать ресурсы и производить юниты (либо часть этих возможностей), при этом её геймплей сконцентрирован на военных действиях. Подразделяется на:
  • Экономическая стратегия – стратегия, геймплей которой основан на зарабатывании денег, добыче ресурсов или иных средств, а также постройке различных экономических систем и цепочек производства, и имеет малый акцент на военных действиях, либо возможность их проведения отсутствует.
  • Варгейм – стратегия, которая особенно подчёркивает стратегические и/или тактические боевые действия, а также их историческую точность и реалистичность.
  • MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) – гибридный жанр, сочетающий в себе элементы стратегии и ролевой игры, боевые действия в котором происходят в арено-подобном стиле, где игроки командуют преимущественно единичными героями с возможностью их прокачки.
  • Тактическая ролевая игра – гибридный жанр, представляющий из себя сочетание ролевой игры с тактическими боями.
  • Спортивный менеджер – стратегия, посвящённая управлению спортивной командой.
  • Браузерная стратегия – стратегия, геймплей которой происходит в браузере и представляет собой непрерывное взаимодействие нескольких игроков даже тогда, когда они находятся не в сети. Могут присутствовать клиентские аналоги таких игр.
  • MMO-стратегия – стратегия, геймплей которой включает онлайн-взаимодействие большого количества игроков, зачастую в едином игровом мире.
  • Tower Defense – стратегия, основной принцип который заключается в защите базы от волн врагов с помощью башен или других оборонительных построек.
  • Симулятор бога – стратегия, в которой игрок в роли некоей высшей сущности управляет каким-либо сообществом объектов или персонажей.
  • Auto Battler – стратегии, в которых юниты расставляются на поле боя во время подготовительной фазы, после чего наступает фаза боя и они сражаются против врага без контроля со стороны игрока.

Две стороны данной классификации (по времени и по основе геймплея) часто сочетаются и образуют одно название, например: пошаговая тактическая стратегия, варгейм в реальном времени и т. д.