Пошаговая стратегия (англ. Turn-Based Strategy) – это жанр стратегий, в которых присутствует очерёдность ходов, а иными словами – геймплей в них дискретен (прерывен). Истоком пошаговых компьютерных стратегий стали настольные игры, подавляющее большинство из которых являются пошаговыми по понятным причинам.

Первые стратегии на компьютерах были пошаговыми, потому, можно сказать, что они являются прародителями видеоигр жанра стратегия в целом. Одной из самых первых пошаговых игр считается Hamurabi. Выпущенная в 1960-ом году Дугом Дайментом, она представляла из себя текстовую стратегию, в которой игрок управлял шумерским государством в пошаговом режиме.

Hamurabi (1960)

С тех пор, несмотря на появление стратегий в реальном времени, пошаговые стратегии по прежнему остаются не менее популярными и включают себя стратегии различных жанров. Наиболее распространёнными являются тактические пошаговые стратегии (например, серия XCOM) и 4Х пошаговые стратегии (например, серия Civilization).

Civilization VI (2016)

Система одновременных ходов

Существуют пошаговые стратегии (например, Age of Wonders), в которых игроки могут делать ходы одновременно. В таких играх игроки выполняют все допустимые действия в реальном времени, а затем жмут кнопку «завершить ход».

Некоторые стратегии совмещают в себе равнозначные элементы как реального времени, так и пошаговости. Ярким примером таких игр служит серия Total War, в которой пошаговый геймплей на глобальной карте сочетается с пошаговыми боями в реальном времени. Такой жанр стратегий относят к гибридным.

TBT и TBS

Некоторые зарубежные авторы и разработчики разделяют пошаговые стратегии на пошаговую тактику (Turn-Based Tactics) и пошаговую стратегию (Turn-Based Strategy). Основным критерием различия является масштаб: в то время как пошаговая тактика сосредоточена на локальных боях в масштабе отряда или взвода, в пошаговых стратегиях боевые действия происходят более глобально.

Данная классификация является весьма неоднозначной: так, одни авторы выделяют эти жанры как два разных, другие считают пошаговую тактику поджанром пошаговой стратегии. Классический пример, который позиционируется как пошаговая тактика – XCOM 2 – по факту включает в себя и стратегическую часть.

Мы придерживаемся позиции, что пошаговая тактика является подвидом пошаговых стратегий, поскольку даже чисто тактические игры в компьютерной терминологии всё равно называются стратегиями (в этом плане термин «стратегия» утратил свой буквальный смысл), а критерии различия «тактики» от «не тактики, а стратегии» в таких играх весьма размыты. В рамках нашей классификации временная организация игры (пошаговость/реальное время/гибрид) рассматривается отдельно от её геймплейной соствляющей (тактика/глобальная стратегия/варгейм).

WeGo (пофазовая механика хода)

Что такое WeGo стратегии? WeGo (англ. «мы идём») – это такой тип пошаговых стратегий, в которых игрок сначала отдаёт приказы своим войскам, а потом жмёт кнопку завершения хода и наблюдает за результатом в реальном времени.

Battlestar Galactica Deadlock (2017) использует систему WeGo

Обычно в фазе реального времени в стратегиях типа WeGo игрок не может влиять на происходящее либо имеет минимальные средства воздействия. Таким образом, типичная стратегия WeGo выглядит так:

  1. Стадия отдачи приказов
  2. Завершение хода
  3. Исполнение приказов в реальном времени 
  4. Стадия отдачи приказов и далее по кругу/завершение матча

Иными словами, игроки в такой системе делают ходы одновременно. Это очень похоже на стратегии в реальном времени с функцией активной паузы, но ключевым отличием здесь является наличие кнопки «завершить ход» и невозможность/малая возможность влиять на бой в фазе исполнения приказов.

Примеры таких игр: Battlestar Galactica Deadlock, Combat Mission: Final Blitzkrieg.

Combat Mission: Final Blitzkrieg (2016)

В общении западных игроков иногда можно встретить противопоставление терминов WeGo и IGO-YUGO.

  • WeGo, англ. «мы идём» – пофазовая механика хода, описанная выше.
  • IGO-YUGO, англ. сокр. «я иду, ты идёшь» – система очерёдных ходов обычной пошаговой стратегии.

Статья раздела теория стратегий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.