Пошаговая стратегия (англ. Turn-Based Strategy) – это жанр стратегий, в которых присутствует очерёдность ходов, а иными словами – геймплей в них дискретен (прерывен). Истоком пошаговых компьютерных стратегий стали настольные игры, подавляющее большинство из которых являются пошаговыми по понятным причинам.

Первые стратегии на компьютерах были пошаговыми, потому, можно сказать, что они являются прародителями видеоигр жанра стратегия в целом. Одной из самых первых пошаговых игр считается Hamurabi. Выпущенная в 1960-ом году Дугом Дайментом, она представляла из себя текстовую стратегию, в которой игрок управлял шумерским государством в пошаговом режиме.

Hamurabi (1960)

С тех пор, несмотря на появление стратегий в реальном времени, пошаговые стратегии по прежнему остаются не менее популярными и включают себя стратегии различных жанров. Наиболее распространёнными являются тактические пошаговые стратегии (например, серия XCOM) и 4Х пошаговые стратегии (например, серия Civilization).

Civilization VI (2016)

Пошаговые стратегии и реальное время

Наиболее частым аспектом, который может запутать классификацию, являются пошаговые игры с системой одновременных ходов. В них игроки либо делают свой ход одновременно в режиме реального времени (например, Age of Wonders), либо отдают приказы, а затем жмут кнопку завершения хода и наблюдают результат (Battlestar Galactica: Deadlock). Несмотря на наличие реального времени в таких играх, они всё равно классифицируются как пошаговые, поскольку геймплей дискретен и разделён на ходы.

Battlestar Galactica Deadlock (2017)

Некоторые игры совмещают в себе равнозначные элементы как реального времени, так и пошаговости. Ярким примером таких игр служит серия Total War, в которой пошаговый геймплей на глобальной карте сочетается с пошаговыми боями в реальном времени. Такой жанр стратегий относят к гибридным.

TBT и TBS

Некотоые зарубежные авторы и разработчики разделяют пошаговые стратегии на пошаговую тактику (Turn-Based Tactics) и пошаговую стратегию (Turn-Based Strategy). Основным критерием различия является масштаб: в то время как пошаговая тактика сосредоточена на локальных боях в масштабе отряда или взвода, в пошаговых стратегиях боевые действия происходят более глобально.

Данная классификация является весьма неоднозначной: так, одни авторы выделяют эти жанры как два разных, другие считают пошаговую тактику поданр пошаговой стратегии. Классический пример, который позиционируется как пошаговая тактика – XCOM 2 – по факту включает в себя и стратегическую часть.

Мы придерживаемся позиции, что пошаговая тактика является подвидом пошаговых стратегий, поскольку даже чисто тактические игры в компьютерной терминологии всё равно называются стратегиями (в этом плане термин «стратегия» утратил свой буквальный смысл), а критерии различия «тактики» от «не тактики, а стратегии» в таких играх весьма размыты. В рамках нашей классификации временная организация игры (пошаговость/реальное время/гибрид) рассматривается отдельно от её геймплейной соствляющей (тактика/глобальная стратегия/варгейм).